Дополнение к ООП ООО

ПРИНЯТЫ
Педагогическим советом
МКОУ «Хуринская ООШ»
Протокол от 19.03.2021 г. № 4

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом от 20.03.2021 г. №17/1
Директор МКОУ «Хуринская ООШ»
__________ Х.Н. Газиев

ДОПОЛНЕНИЯ
К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУОЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ХУРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Хури 2021 г.

1. Дополнить
пункт
1.2
(Планируемые
результаты
освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования) Целевого раздела Основной образовательной программы
основного
общего
образования
муниципального
казенного
общеобразовательного
учреждения
«Хуринская
основная
общеобразовательная школа» пунктом 1.2.3.21. следующего содержания:
«1.2.3.21. Планируемые результаты предметной области «Родной
язык и родная литература», обеспечивающей изучение родного лакского
языка на уровне основного общего образования
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно
обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе
как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений
в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых
типов и жанров.
Родной язык.
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
2

общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность.
Выпускник научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки
прочитанного материала;
– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с
выборочным
извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных
функциональных разновидностей языка;
– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты
различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
– участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
– создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и
жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
– анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
– проводить лексический анализ слова;
– опознавать лексические средства выразительности и основные виды
тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
– соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных
неудач и уметь объяснять их;
– оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
– опознавать различные выразительные средства языка;
– осознанно использовать речевые средства в соответствии
с
задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей
и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
3

– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать
собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта.
Родная литература
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования предметными результатами
изучения предмета «Родная литература» являются:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое
досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного
текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления»
2. Дополнить пункт 2.2. (Программа отдельных учебных предметов,
курсов) Содержательного раздела ООП НОО МКОУ «Хуринская ООШ"
пунктом 2.2.2.17. и пунктом 2.2.2.18. следующего содержания:
« 2.2.2.17. Родной язык
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная).
Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной
речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной
речи (рассказ, беседа, спор).
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия
общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения,
4

побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого
этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос,
диалог- побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).
Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Культура речи
Культура
речи
и
ее
основные
аспекты:
нормативный,
коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм лакского
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством
и нормами современного лакского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности
речи. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие
сведения о языке.
Роль языка в жизни человека и общества. Лакский язык – национальный
язык Лакского народа.
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и
истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление
лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным
компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с
помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова.
Лакский язык – язык Лакской художественной литературы. Языковые
особенности
художественного
текста.
Основные
изобразительновыразительные средства лакского языка и речи, их использование в речи
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения
слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы,

5

неологизмы. Сферы употребления лакской лексики. Стилистическая окраска
слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный).
Стилистическая помета в словаре. Исконно лакские и заимствованные слова.
Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности
речи. Основные лексические нормы современного лакского литературного
языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим
значением, различение в речи омонимов, антонимов,
синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический
анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Родная литература
Обязательное содержание
Лакский фольклор: сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки,
песня
Литературные сказки;
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях,
например;
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения
в основной школе
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман,
повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия;
комедия, драма, трагедия).
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика,
идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель;
герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов
персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная
деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление,
лирическое отступление; эпиграф.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение,
антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира.
Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс»

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +79298759174

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».